Анализ текста. Прочитайте текст и выполните задания 1-20.
(1)Во времена Эдисона к лампочке предъявлялось только одно требование: она должна преобразовывать электрическую энергию в свет. (2)Современные же разработчики осветительных приборов, помимо эффективности использования электричества, вынуждены задумываться еще о массе факторов: во-первых, об экологической безопасности, безвредности для человеческого здоровья, во-вторых, о надежности и эстетичности приемлемости. (3)Безусловно, совместить все это в одном изделии чрезвычайно сложно. (4)Например, в поисках экологически безопасного вещества, которое можно было бы использовать во флюоресцентных лампах, инженеры остановились на газе ксеноне. (5)Однако на практике выяснилось, что этот газ малоэффективен. (6)Если в ртутной лампе есть возможность получать 60 люмен (люмен – единица измерения светового потока) на один ватт потребляемой электроэнергии, то в ксеноновой – только 35 люмен. (7)Вывод ясен: при применении ксенона электричества тратится больше, а следовательно, больше сжигается ископаемого топлива.
(8)В большинстве современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, выпуск которой в промышленном масштабе начался в 1980 году. (9)С тех пор она пользуется неизменным спросом, поскольку позволяет сберегать до 30 процентов электроэнергии, на 50 процентов продлевает срок службы ламп и делает свет ровным и немерцающим. (10)Это достижение наиболее приемлемо с точки зрения сохранения здоровья людей, поскольку исследования показали, что мерцающий свет существенно травмирует органы зрения, что особенно сказывается при работе на компьютере.
(11)Небезынтересный факт: наиболее перспективными в настоящее время представляются все же не лампы накаливания и даже не флюоресцентные, а светоизлучающие диоды, или светодиоды. (12)Видимо, какое-то время светодиоды все еще будут оставаться некой новацией в деле дизайнерского оформления общественных зданий, а когда мы к ним попривыкнем, они займут свое место и в наших домах. (13)Повсеместная светодиодная экспансия задерживается тем, что до сих пор еще не удалось в необходимой степени повысить яркость света, генерируемого диодами. (14)Однако в результате инженерных изысканий этот показатель ежегодно удваивается.
(И. Аникеев)
I
1. Напишите, как называются современные осветительные приборы, производство которых представляется наиболее перспективным.
2. Укажите, предложение, в котором объясняется, какой вред здоровью людей приносит мерцающий свет.
3. Определите тип речи первого абзаца текста.
4. Определите стиль этого текста.
5. Укажите, какое предложение первого абзаца связано с предыдущим с помощью указательного и определительного местоимений.
6. В первом абзаце найдите предложение(-я) в котором(-ых) не используются термины.
7. Запишите термин, обозначающий единицу измерения потока света.
8. Во втором абзаце найдите слово, имеющее значение «наносить вред в результате внешнего воздействия».
9. Укажите, предложение(-я), в котором(-ых) использованы количественные числительные.
10. Определите, какое слово в 13-м предложении употреблено в переносном значении.
II
11. Из 7-го предложения выпишите слово(а), в котором(-ых) звуков больше, чем букв.
12. Из 7-го предложения выпишите слово(а), с нулевым окончанием.
13. Выпишите слово(а), в корне которого(-ых) вместо буквы и пишется ы.
14. Укажите, какой частью речи является слово некий.
15. Из 2 - 8-го предложений выпишите сочинительные союзы.
16. Укажите номер(-а) сложного(-ых) предложения(-ий), в состав которого(-ых) входит односоставное безличное (первый абзац).
17. Укажите предложение(-я) с обособленными определениями.
18. Напишите номера простых предложений первого и второго абзацев.
19. Определите, одинаковы ли условия постановки двоеточия в 1, 2 и 7-м предложениях.
20. Напишите номер(-а) предложения(-ий), с вводными словами и вставными конструкциями.
III
Напишите краткий отзыв об этом тексте. Выразите в нем свое отношение к проблеме, затронутой автором.
Отметьте наиболее яркие языковые средства, характерные для научного стиля и использованные в тексте.