Анализ текста. Прочитайте текст и выполните задания 1-20.
1)Если бы природа чувствовала благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.
(2)Прежде всего жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой, и начал жить только по велению сердца. (3)В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл. (4)Человек, живущий в согласии со своим внутренним миром, - всегда созидатель, обогатитель и художник.
(5)Неизвестно, что сделал бы в своей жизни писатель, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). (6)Во всяком случае, он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии (на это у него просто не хватило бы времени). (7)Природа требует пристального глаза и непрерывной внутренней работы по созданию в душе писателя как бы второго его мира этой природы, обогащающего нас увиденной художником красотой и неожиданными открытиями. (8)Книги Пришвина, говоря его же словами, - это «бесконечная радость постоянных открытий». (9)И все у Пришвина блистает поэзией, как трава от росы.
(10)Несколько раз я слышал от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу, одни и те же слова: «Это настоящее колдовство!» (11)В чем секрет его книг? (13)Как известно, слово «колдовство», «волшебство» относят обыкновенно к сказкам. (14)Но ведь Пришвин не сказочник. (15)Он человек земли, свидетель всего, что совершается вокруг него в мире.
(16)Видимо, секрет пришвинского обаяния, очарования и поэтической пленительности как раз в этой его зоркости. (17)Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное и увлекательное, что под прискучившим покровом окружающих явлений видит глубокое содержание.
(18)И природа благодарна писателю за эту заинтересованность и любовь.
(по К.Паустовскому).
I
1. Установите, в каком предложении сформулирована мысль, аргументации которой посвящен данный текст.
2. Укажите, к какому типу речи относится текст.
3. Определите стиль этого текста.
4. В четвертом и пятом абзацах найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора и местоимений.
5. В пятом абзаце найдите синоним к слову надоевший.
6. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) использовано сравнение.
7.Найдите слово, которое имеет значение «специалист в разных отраслях сельского хозяйства».
8. В четвертом и пятом абзацах найдите предложение(-я), в котором(-ых) употребляются синонимы.
9. Определите, есть ли в этом тексте риторические вопросы.
10. Определите, в каком(-их) предложение(-ях), использован прием цитирования.
II
11. Из пятого предложения выпишите знаменательное(-ые) слово(а), в котором(-ых) все согласные – звонкие.
12. Из пятого предложения выпишите слово(а) с нулевым окончанием.
13. Из 9-го и 10-го предложений выпишите слово(а) с чередованием гласных в корне.
14. Из 1 – 5-го предложений выпишите указательные местоимения.
15. Из 6 – 8-го предложений выпишите все частицы.
16. Среди 10 – 18-го предложений найдите такие, в которых есть составные именные сказуемые.
17. Укажите предложение(-я) с обособленными определениями.
18. Укажите сложное(-ые) предложение(-я), в состав которого(-ых) входят однородные придаточные.
19. Определите, одинаковы ли условия постановки тире во 2, 4 и 8-м предложениях.
20. Напишите номер(-а) предложение(-й), в котором(-ых) есть вставная конструкция.
III
Напишите краткий отзыв об этом тексте. Выразите в нем свое отношение к проблеме, затронутой автором.
Оцените речевое оформление текста, отметив наиболее яркие языковые средства, позволившие автору точно и выразительно передать свои мысли.