Анализ текста. Прочитайте текст и выполните задания 1-20.
(1) В одном из словарей написано, что красивое – это то, что «радует глаз или разум». (2) Мы говорим о красоте музыки Моцарта, пушкинских стихов, но что можно сказать о красоте науки, Мысленных построений, которых не нарисовать на бумаге, не высечь из камня, не переложить на музыку?
(3) Красота линий и красок в «Троице» Рублёва – гениальная метафора субстанции «неделимой, неслиянной, единосущной»; у Достоевского напряжённость и богатство мыслей делают его прозу единственно возможной, а значит, красивой. (4) Аналогом одухотворённости в искусстве является красота логических построений в науке.
(5) Красота науки, как и искусства, определяется ощущением соразмерности, взаимосвязанности и взаимообусловленности частей, образующих целое, и отражает гармонию мира.
(6) Не ошибаюсь ли я, так настойчиво сравнивая красоту в науке и в искусстве? (7) Ведь в искусстве всякое творение индивидуально и неповторимо – Образ Дон – Жуана создавали многие, и среди них Мольер, Байрон, Пушкин, и каждый по – своему. (8) А в науке задача состоит в том, чтобы найти закон природы, не зависящий от индивидуальности учёного…
(9) И тем не менее…
(По Л. Мигдалу)
I
1. Укажите номер предложения, в котором содержится основная мысль этого текста.
2. Укажите, в каких предложениях автор говорит о том, чем отличается красота научного открытия и произведения искусства.
3. Определите, какова, по мнению автора, задача науки. Укажите номер предложения, где об этом говорится.
4. Из последнего абзаца выпишите синонимы.
5. Определите стиль этого текста.
6. Укажите тип речи текста.
7. Определите, сколько микротем в тексте.
8. Укажите средства связи 6-го и 7-го предложений.
9. Выпишите слово, которое в тексте имеет значение « первооснова, сущность всех вещей и явлений».
10. Выпишите слово, которое имеет значение «то, что представляет собой соответствие другому предмету, понятию, явлению».
II
11. Укажите, сколько мягких звуков в слове ощущеним.
12. Определите, сколько в 5-м предложении слов одной части речи, образованных путём сложения основ.
13. Из 7-го предложения выпишите слово(-а), образованное(ые) приставочно – суффиксальным способом.
14. Из 6-8-го предложений выпишите слово (-а) с чередующимся (мися) гласным (-и) в корне.
15. Найдите в тексте и выпишите слова, которые совпадают в следующих характеристиках:
1) обозначают признак предмета по действию 2) полная форма
3) действительные 4) настоящего времени
5) входят в обороты, осложняющие предложения.
16. Из 6-го и 7-го предложений выпишите частицы.
17. Укажите в тексте номера предложений, где есть составное – именное сказуемое с пропущенным глаголом – связкой.
18. Укажите номер предложения, осложнённого вводными словами.
19. Назовите номер сложного предложения с подчинительной и сочинительной связью, в котором оба придаточных предложения безличные.
20. Укажите номер бессоюзного сложного предложения, где может быть поставлен другой знак препинания.
III
Продолжите текст. Докажите, что автор не ошибается (ошибается). Возможно ли в науке проявление индивидуальности? Напишите небольшое сочинение – рассуждение. Не забудьте привести аргументы в пользу вашей точки зрения..