Анализ текста. Прочитайте текст и выполните задания 1-20.
(1) Красота живёт в душе человека, отсюда и естественная, как есть и как пить, потребность человека в красоте.
(2) Забор автобазы нельзя сделать таким же прекрасным, как решётка Летнего сада, однако у него другая функция. (3) Но согласимся, что и этот пресловутый забор может быть по –своему красив или безобразен, всё зависит от того, думали ли люди об этом, когда его воздвигали, то есть жила ли в их душе красота, были ли наделены потребностью красоты.
(4) Я ездил по свету не так уж много, но всё же я был во Франции, Англии, Германии, Дании, Польше, Болгарии, Венгрии, Китае, Вьетнаме, Албании…
(5) Наблюдая, сопоставляя и сравнивая, я могу сказать, что часто современные, самые индустриальные и грандиозные сооружения красивы и даже изящны.
(6) Нельзя сказать, что они вписываются в ландшафт, так как они сами определяют его, они сами и есть ландшафт, но всё же нельзя сказать и то, что они безобразны, что они уродливы.
(7) Величавое необязательно огромно. (8) Величавому лебедю не нужно быть величиной с двухэтажное здание, как настоящий дворец, который может выглядеть величавее стоэтажной коробки. (9) Существует, однако, и обратная закономерность: не всё грандиозное и огромное обязательно уродливо. (10) Земля наша достаточно велика, чтобы «освоить» и адаптировать большие сооружения. (11) Ведь Эверест, Фудзияма, Эльбрус, Монблан, Килиманджаро не портят внешнего вида нашей планеты.
(12) Однако у людей, увлёкшихся только экономическими или только политическими соображениями, может отсутствовать один простейший критерий: как это будет выглядеть сегодня и тем более завтра.
(По В. Солоухину)
I
1. Напишите номер предложения, в котором выражена главная мысль текста.
2. Укажите, к какому типу речи относится текст.
3. Определите стиль этого текста.
4. Укажите средство связи 5-го и 6-го предложений.
5. Напишите, в каких предложениях третьего и четвёртого абзацев в качестве средства выразительности использован повтор однокоренных слов.
6. Укажите номера предложений, в которых использовано сравнение.
7. Найдите слово с лексическим значением « предположение по поводу чего – либо».
8. Во втором и третьем абзацах найдите предложение(-я), в котором(-ых) употребляются антонимы. Укажите средства связи 6-го и 7-го предложений.
9. Укажите, в каком(-их) предложении(-ях) второго и третьего абзацев употреблены синонимы.
10. Определите, в каком предложении четвёртого абзаца одновременно употреблены синонимы и антонимы.
II
11. Из 8-го предложения выпишите слово(-а), в котором(-ых) букв больше, чем звуков.
12. Из 1-го предложения выпишите слово(-а), образованное(-ые) суффиксальным способом.
13. Из 4-12-го предложений выпишите слово(-а), слитное написание которого(-ых) объясняется тем, что это союз(-ы).
14. Укажите, какой частью речи является слово отсюда.
15. Из 4-го и -5-го предложений выпишите все частицы.
16. Среди 4-9 предложений найдите такие, в которых есть составное именное сказуемое.
17. Укажите предложение(-я) с обособленными определениями.
18. Укажите сложное(-ые) предложение(-я), состоящее(-ие) из семи частей.
19. Определите, одинаковы ли словия постановки двоеточия в 9-м и 12-м предложениях.
20. Напишите номер(-а) предложения(ий), в котором(-ых) однако является вводным словом.
III
Напишите краткий отзыв об этом тексте. Выразите в нём своё отношение к проблеме, затронутой автором. Согласны ли вы с позицией писателя?
Оцените речевое оформление текста, отметив наиболее яркие языковые средства, позволяющие автору точно и выразительно передать свои мысли.
|